Молодая женщина: Страшно довериться. Сейчас я сама справляюсь, сама себя обеспечиваю. А поженимся, детей заведём, я работать не смогу, буду от него зависеть. Это сейчас он хороший, а потом, кто знает, вдруг пить начнёт или драться, а мне и деться некуда будет. Или матерью-одиночкой оставаться – тоже ужас. А я хочу реализоваться, у меня столько идей, планов!
Психолог: Тогда одна живи.
Молодая женщина: Но личной жизни-то всё равно хочется. Почему не бывает так, чтобы и семья, и себя не потерять?
Психолог: Это кто тебе сказал?
Молодая женщина показывает рукой на четырёх женщин, которые по ощущениям стоят у неё за спиной: Да вот они. Говорят, как без мужика-то, не выжить, поэтому дело женщины уступать и терпеть. А рискнёшь по своей воле поступить, либо одиночкой останешься, либо умрёшь.
Психолог: Давай послушаем.
Женщины рода выходят на передний план и становятся рядком.
Молодая женщина: Много их, а мне одиноко – я ни на кого из них не похожа.
Психолог: А надо?
Мама: Что ты, дочка! Зачем тебе на меня похожей быть? Всю жить в тени мужа прожила: что говорил, то и делала; сколько денег давал, столько и тратила, ещё и отчитывалась за каждую копейку. Думала, пропаду без него – времена тяжёлые были, в стране разруха. Куда бы я пошла с детьми? Потому и жила его жизнью, свои интересы забыла. А теперь уже поздно, только доживать и сожалеть обо всём, чего не сделала.
Близкая родственница: Придумала тоже – как я жить. Всю жизнь кручусь как белка в колесе только чтобы детей обеспечить без мужа. Поклонников была куча, а что толку? Опереться не на кого, им самим лишь бы мне на шею сесть. Уж лучше я сама, всё сама. Вроде себе хозяйка, а так тяжело всё одной тащить! И помощь принять страшно - потом не рассчитаешься. Теперь-то уже что говорить, возраст, а всё равно одной век доживать не хочется.
Одна бабушка: Я войну прошла, совсем девчонкой ещё была, уже на заводе работала. Ветеран труда, только толку-то, богатства всё равно не нажила. А в деревне без мужских рук как? Одной как детей поднять? Ну вот и мучилась с алкоголиком. Как напьётся, так давай меня ругать последними словами. А как помер-то, ещё и жалела его! Не дай тебе Бог на меня быть похожей.
Другая бабушка: А я решила, не буду мучиться, сама детей выращу - ушла. Свой дом, огород, работа. Да силы не рассчитала, куда мне было с такой оравой одной? Высохла, умерла раньше срока, тебя не увидела, не порадовалась. А ты говоришь, на меня походить...
Психолог: Все достойные примеры. Такой судьбы хочешь?
Молодая женщина: Нет! Хочу иметь возможность выбирать, чем мне в жизни заниматься! Своё призвание реализовать. И чтобы при этом муж был, человек, которого я уважаю, и который уважает меня. А если ошибусь с выбором, окажется, что не подходим друг другу, чтобы я могла свободно уйти. Вместо того, чтобы терпеть и бояться, что без него не выживу. Сейчас время другое, и одна женщина справиться может, всё лучше, чем жить с человеком, который тебе давно чужой.
Психолог: И как тебе это?
Молодая женщина кивает на женщин рода: Как будто предаю их. Что это, они страдали, а я такая счастливая буду?
Психолог: У них спроси, предаёшь или нет.
Женщины рода (хором): Что ты?! Что бы ты ни делала, ты наша! У нас не было, так у тебя пусть будет: и свобода, и счастье, и семья, и дело по душе, и деньги.
Молодая женщина (плачет): Не понятно, как этого достичь! Нет примера перед глазами.
Психолог: Что будешь делать?
Молодая женщина: Сама пробовать. Первая из всех.
Психолог: А вдруг не будет получаться?
Молодая женщина: Ну уж как смогу. Не всё сразу. Буду делать то, что от меня зависит и учиться на ошибках. Только страшно. Как будто в неизведанные земли иду совсем одна. Поддержать некому.
Психолог: Так ты не просила пока.
Молодая женщина обращается к женщинам рода: Поддержите меня!
Женщины рода становятся за её спину, кладут руки ей на плечи (хором): Мы с тобой, что бы ни случилось. Мы в тебя верим. Благословляем тебя.
Молодая женщина: Теперь точно справлюсь.